"Армянское радио спрашивают:
- Почему так получается, что хотя
мы идет к коммунизму, есть нечего?
- А в пути кормить никто не обещал!"
(анекдот)
Вслед за размещением на моей страничке информации о шаманских путешествиях на форумах последовало живое обсуждение животных силы и проблем, связанных с медитациями, из чего я сделала вывод, что данный вопрос актуален и что по нему требуется более подробная информация. И прежде всего я решила описать некоторые этапы, которые проходит на своем пути Ищущий, он же маг. При написании данного раздела я использовала книгу (с) Роджера Уолша "Дух шаманизма" (практически все нижеследующее списано из нее и представляет собой некий реферат) и свой практический опыт.
Священный зов. Кризис посвящения
Этапы становления героя описаны в книге "Тысячеликий герой" Кэмпбелла. Сначала человек обитает в обыденном мире среди обычных людей и живет (или пытается жить) так же, как живут они.
На определенной стадии человек получает вызов. В его жизни наступает кризис, ломающий все его привычные представления и убеждения. Это может быть собственная болезнь, как в случае с шаманом, или столкновение с чужой болезнью, как в случае с Буддой. Это может быть внезапное столкновение со смертью.
Зов к поискам и пробуждению может прийти и как толчок изнутри. Он может принять форму впечатляющего сновидения или зрительного образа, как это бывает у некоторых шаманов, либо как глубокий и искренний отклик на учение или учителя. Он может проявиться более скрыто, как "божественная неудовлетворенность", охлаждение интереса к развлечениям или щемящий, мучительный вопрос о смысле жизни. Какими бы путями ни назревал этот кризис, он обличает ограниченность предвзятого мышления и восприятия жизни и зовет героя за их пределы.
Теперь человек стоит перед ужасающей дилеммой - отвечать на требовательный зов или остаться в безопасных рамках привычной жизни.
Те, кто получает зов, часто стараются избежать его - по религиозным причинам, из-за нежелания брать на себя ответственность, из-за желания "жить как все люди живут". Но духи и сновидения могут быть настолько настойчивыми, что все равно в конце одерживают верх. Считается, что отказ от зова куда более опасен, чем его принятие, и обычно означает болезнь, смерть или сумасшествие. Здесь можно проследить некое "кармическое воспитание", когда человек пытается идти по закрытому пути. Абрахам Маслоу определил эту дилемму как: "Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни".
Наступление кризиса может быть внезапным либо постепенным. Элиаде отмечает, что это сопровождается "болезнями, припадками, сновидениями и галлюцинациями, быстро определяющими карьеру избранника". С другой стороны, "иногда нет явной болезни, скорее происходят постепенные изменения в поведении. Избранник становится задумчивым, ищет уединения, подолгу спит, кажется рассеянным, видит пророческие сны, иногда у него бывают припадки". Человек становится подверженным резким перепадам настроения.
Эти кризисы происходят потому, что психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отмечается переходными периодами смятения и мучительных вопросов или же периодами дезорганизации и полного отчаяния (вспомните переломный подростковый возраст). Период психического расстройства может быть составной частью, или, по крайней мере, элементом процесса роста и развития. Следовательно, некоторые - но только некоторые - психические расстройства можно рассматривать скорее как кризисы развития, а не просто как патологические процессы.
Если эти кризисы успешно преодолены, то дезорганизация и путаница могут оказаться средством избавления от ограничивающих изживших себя жизненных установок и шаблонов. Психологическая боль может быть симптомом психического заболевания, с одной стороны, и симптомами трансформации, развития и личностного роста, с другой. В этот период происходит переоценка ценностей. Эти кризисы могут ускорены стрессами или психологическими и духовными практиками. Они могут наступить спонтанно, выражая стремление внутренних сил к развитию, вне зависимости от того, хочет этого индивид, или нет. "Если во время процесса личного развития работа по освобождению духа становится актуальной, но не совершается добровольно со знанием цели и не сопровождается значительными усилиями, тогда психика человека вынуждена силой овладеть всей сознательной личностью и сокрушить ее" - это слова Джона Перри, психиатра юнгианского направления.
Когда силы роста берут верх над силами инерции, в развитии происходит скачок либо кризис. Симптомы этого кризиса могут колебоваться в зависимости от личности и зрелости человека - от примитивной патологии до духовной проблематики. В последнем случае говорят о духовной экстремальной ситуации.
В настоящее время признаны следующие типы духовных кризисов, имеющих наиболее непосредственное отношение к шаманскому кризису посвящения: мистические переживания с признаками психоза, шаманские путешествия, одержимость, обновление, пробуждение кундалини, психическое раскрытие.
Мистические переживания с психотическими признаками - это короткие эпизоды, имеющие наиболее благоприятный прогноз в сравнении с другими видами психозов мистических и психотических переживаний. Они сопровождаются причудливым поведением с ярко выраженной мистической смысловой окраской.
Духовные кризисы типа шаманских путешествий сопровождаются симптомами, являющимися сковозной темой как шаманских инициаций, так и самих путешествий. Станислав и Кристина Гроф пишут:
"Трансперсональные кризисы этого типа имеют поразительное сходство с описанной антропологами шаманской болезнью, или болезнью посвящения... В переживаниях индивидов, трансперсональным кризисам которых присущи ярко выраженные шаманские черты, основное ударение делается на физических страданиях и столкновении со смертью, за которыми следует возрождение с элементами восхождения или шаманских полетов. В них также ощущаются особая символическая связь с элементами природы и опыт общения с их животными духами. Часты приливы необычных сил и порывы заниматься целительством... Как и кризис посвящения, трансперсональные эпизоды шаманского типа, если их правильно поддерживать, могут привести к хооршей адаптации и более высокому уровню функционирования".
Имеются богатые исторические описания одержимости, котрую можно считать, пожалуй, основной характеристикой шаманского кризиса. Переживания борьбы или охваченности яростью и ненавистью могут быть очень интенсивными. Они настолько сокрушительны, невыносимы, противоестественны природе человека, что кажутся демоническими в буквальном смысле этого слова; жертва может ощущать весь ужас отчаянной борьбы за свою собственную жизнь и здоровье.
Процесс обновления представляет собой опыт глубокого, всеохватывающего разрушения, за которым наступает возрождение. Люди в ходе этого процесса оказываются захваченными видениями, в которых они ощущают себя и весь мир уничтоженными. Но эта гибель - не конец, а скорее прелюдия к возрождению и обновлению. Картины разрушения сменяются величествеными образами собственного обновления и преобразования мира. Процесс обновления может сопровождаться значительным стрессом и внутренними конфликтами; он может даже достичь психотических размеров. психиатры обычно не видят разницы между этим конкретным процессом и другими психозами и подавляют и те, и другие медикаментами.
Пробуждение кундалини, созидательной энергии Вселенной, частью которой обладает каждый человек, но обычно не сознает этого. Под воздействием духовных практик, а иногда спонтанно, кундалини может пробудиться, что сопровождается огромным, подчас сокрушительным высвобождением физической психической энергии. В результате наблюдается резкий всплеск физических, психических и духовных переживаний экстатического либо угрожающего характера. На физическом уровне может проявиться в виде спазмов и дрожи, на психическом - интесивными эмоциями, возбуждением, жаром, болью, ярким светом и выразительными визуальными образами.
Психическое раскрытие - последний тип духовных кризисов. Суть его заключается в том, что индивидуумы внезапно чувствует, что у них внезапно открываются, иногда против их воли, одна или несколько необычных психических способностей. К ним относятся видения, выходы из физического тела, медиумизм, то есть все переживания, свойственные шаманам. Люди иногда чувствуют, что поток непривычных переживаний буквально захлестывает их, и боятся, что теряют рассудок.
При этом важно уметь отличить духовный кризис от патологического процесса, такого как шизофрения, но точных критериев для этого еще нет.
Дисциплина и ученичество.
После принятия зова начинается фаза дисциплины и ученичества, во время которой происходит поиск учителя. Это не обязательно некий живой гуру, это может и внутренний духовный наставник.
Примечание Зау Таргиски: В шаманской традиции считается, что настоящие учителя - это те учителя, которые приходят к нам во сне и во время визионерского поиска, и что истинное обучение происходит не в школах, а именно во сне. Правда, при общении с сущностями на других планах следует быть осторожными (так же, как, собственно, и при поиске учителя на физическом плане), потому что свято место пусто не бывает и неизвестно, кто может явиться к вам. На тему общения с духами написано много книг, их стоит прочесть. Правда, не всегда эти советы помогают. Учитель приходит в том виде, в котором вы его ждете, в котором вы готовы его принять, и назовет вам то имя, которое вы можете воспринять. Учитель приходит, когда ученик готов. Если судить по моему опыту, учитель может незримо находиться рядом с вами всю жизнь, являясь к вам в снах и визионерском поиске до тех пор, пока вы не признаете его. Тем не менее, даже обретенному внутреннему наставнику не всегда стоит доверять - мастер может быть безжалостен и, помещая вас в ряд обучающих ситуаций, не обязательно будет об этом предупреждать. Вам придется научиться доверять, не доверяя и не подставляясь под очередной удар.
Когда учитель найден, начинается этап дисциплины. Независимо от метода, цель всегда одна и та же: тренировать себя таким образом, чтобы исключить из свох переживаний страсти - жадность, ненависть и страх.
Свет. Смерть и Возрождение.
Это еще два универсальных переживания, встречающихся во многих традициях. Термин "просветление" имеет как буквальное, так и метафорическое значение. В метафорическом значении оно означает чувство прозрения и постижения; буквальное оно означает ощущение наполненности светом, сиянием.
Такое переживание может произойти и спонтанно. Конечно, не все переживания света одинаковы, и не все традиции придают этому одинаковое значение. Некоторые традиции рассматривают это переживание как показатель прогресса, а другие - как соблазн, который надо миновать.
В столкновении со смертью заложена огромная трансформационная сила, способная совершить сдвиг в жизненных стратегиях человека, смерть действует как катализатор, способный поднять человека с одного уровня существования на другой, более высокий.
Во многих культурах и религиях члены общества должны стремиться встретиться лицом к лицу не токльо с физической смертью, но и со смертью своего Эго. Это смерть прежней идентичности, уже не соответствующей задачам текущего этапа развития. Старый образ себя должен умереть, а из его пепла должна прорасти и расцвести новая индивидуальность, более соответствующая эволюционной и духовной цели.
Опыт смерти и возрождения - это лейтмотив всех мировых религий, культур и мифов. В культурах аборигенов так называемые обряды перехода - это ритуалы смерти-возрождения, совешаемые во время важных жизненных трансформаций. Например, в ритуалах, связанных с наступлением половой зрелости, "умирает" детская индивидуальность, а юноши и девушки, возродившись, считаются уже взрослыми. Человек, обращенный в христианскую веру, может ощущать, что его прежнее телесное "Я" умирает и "рождается снова" в духе или во Христе.
Примечание Зау Таргиски: на эту тему хорошо написано у Антона Платова в статье "Бой на Калиновом мосту"
Поскольку большая часть обучения шамана происходит во сне и во время видений наяву, я придаю большое значение снам, в которых происходит "магическое посвящение". Я знаю по крайней мере два сна, в которых вслед за некоей формальной процедурой следовало в одном случае предупреждение о предстоящей смерти-возрождении, в другом - за сновидцем собственно приходила смерть. Оба сна на это прерывались. Основываясь на личном опыте, я предположила, что поскольку посвящение не есть некий единовременный акт, а есть процесс, подобное сновидение означает запуск этого процесса, который будет продолжаться уже в обычном мире, а не в мире сновидений, и будет иметь своим результатом смерть прежней личности и рождение новой из пепла. То есть даже прерванное "посвящение", которое видят некоторые сновидцы, по сути своей логически завершено. Безусловно, двух таких сновидений недостаточно для "статистической выборки", но я привожу этот пример как иллюстрацию тех знаков об прохождении этапов Пути, которые мы можем получить в жизни.
Возвращение и служение
Когда поиск завершен, тогда ищущий становится знающим, ученик - учителем, ученый - мудрецом. Но прежде чем путешествие можно будет считать законченным, нужно пройти еще одну стадию - возвращения и служения. Герой пускается в обратный путь. Такие люди живут в обоих мирах, внутреннем и внешнем, трансцедентальном и ежедневном. Они имеют доступ к трансцедентальным глубинам, но стремятся преобразовать их и сделать доступными для внешнего мира.
Это краткие контуры этапов пути, по которым проходит ищущий. Но на самом деле далеко не всегда это один большй цикл ухода и возвращения. Он может представлять собой цикл кругов, подъем по спирали, в циклы которой человек возвращается вновь и вновь, но уже достигнув более высокого уровня. Этот путь доступен в той или иной степени всем нам, в зависимости от степени искренности мотивов, нами движущими.